Одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, является реализация комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности - в целях повышения уровня и качества их жизни.
Согласно образовательной политике Российской Федерации «Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».
Доступная (или безбарьерная) среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, доступная среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.
Поэтому функциональная задача образовательной организации – найти способы решения обеспечить ту самую «безбарьерную, доступную среду».
В 2015 году в рамках программы «Доступная среда» приобретено и установлено специальное оборудование для создания условий инклюзивного образования детей- инвалидов с заболеваниями опорно – двигательного аппарата и ОВЗ.
Для обеспечения беспрепятственного доступа обучающихся в учебные и другие помещения учреждения имеются: пандус, мобильный подъемник – ступенькоход, расширенные дверные проемы, подъемник для бассейна. Оборудовано адаптированное санитарно – гигиеническое помещение.
В учебном процессе активно используются ноутбуки, принтеры, проекторы.
Официальный сайт школы адаптирован для лиц с нарушением зрения.
Инфраструктура МБОУ «СОШ № 2 г. Строитель» включает школьную столовую, предоставляющую обучающимся полноценное здоровое питание. Она расположена на первом этаже здания. Меню столовой включает горячие первые и вторые блюда, салаты, выпечку, напитки. Проводится витаминизация блюд. Расписание занятий предусматривает перемены достаточной продолжительности для 100% охвата питанием учащихся.
Для проведения индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ функционируют психологический и логопедический кабинеты, сенсорная комната.
Психологический кабинет оснащен специализированным программно – аппаратным комплексом для диагностики психосостояния, музыкальным центром с подборкой музыкальных композиций для релаксации, наборами для социальной адаптации.
Сенсорная комната предназначена для проведения коррекционно – развивающих занятий и релаксационных сеансов как для обучающихся с различными нарушениями здоровья, так и для улучшения общего психоэмоционального состояния обучающихся с нормой здоровья. Для работы в сенсорной комнате используются методики свето-, цвето-, звуко- и аромотерапии для воздействия на состояние обучающегося через соответствующие органы чувств. Сочетание разных стимулов интерактивной среды сенсорной комнаты оказывает благоприятное воздействие на психическое, эмоциональное и физическое состояние.
В сенсорной комнате оптимального функционирования имеется следующее оборудование: мягкое напольное оборудование, большой пуфик-кресло с гранулами, аквалампа, проектор «цветовые пятна», ковер «Звездное небо», «Релаксатор» (ароматерапия, звуки природы, цветовое воздействие), Фиброоптическое волокно, мягкие модули, музыкальный центр.
Мягкое напольное оборудование:
- Маты обеспечивают комфорт и безопасность в сенсорной комнате;
- Предназначены преимущественно для релаксации и спокойных развивающих игр.
Большой пуфик-кресло с гранулами
- Позволяет снять излишнюю напряженность, успокоиться, принять удобную для наблюдения позу. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие пенополистерольные гранулы оказывают мягкое приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает вентиляцию и сухое тепло.
Аквалампа (детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной)
Такая колонна – основной и неотъемлемый элемент сенсорной комнаты. Она эффективна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений. Безопасное угловое зеркало, помещенное за пузырьковой колонной, визуально увеличивает пространство, а мягкая платформа, окружающая колонну, позволяет удобно расположиться рядом и ощущать тактильно и зрительно ее благотворное
терапевтическое воздействие: успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой.
Проектор «Цветовые пятна»
- Восприятие светоэффектов, производимых данным прибором, развивает:
- зрительное восприятие;
- воображение;
- снижает уровень тревожности;
- способствует психо-эмоциональному комфорту во время занятий и отдыха.
Ковер «Звездное небо».
- Ковер «Звездное небо» – важная составляющая интерактивной среды темной сенсорной комнаты. При взаимодействии с панно у ребенка возникает ощущение, будто бы он дотрагивается рукою до звезд. Панно и ковер находят применение в развивающей и коррекционной работе для стимуляции тактильно-визуальных ощущений, пространственных представлений и ориентировок, развития восприятия, воображения, внимания, а также снижения уровня психо-эмоционального и мышечного напряжения.
Музыкальный центр - набор музыкальных дисков
- Музыка может повышать/понижать тонус мускулатуры, оказывать обезболивающее воздействие, усиливать иммунные реакции. Ее благотворное влияние на нейро-эндокринную систему помогает преодолевать состояние одиночества, улучшает психо-эмоциональный фон, повышает социальную активность, облегчает формирование новых отношений и установок;
- Развитие слухового восприятия;
- Создание психологического комфорта.
Фиброоптическое волокно
- Свет, который можно держать, трогать, обнимать и чувствовать! Придает визуальную, тактильную стимуляцию. Развивает чувство спокойствия и благополучия.
Релаксатор
- Портативный прибор, позволяющий воздействовать на ощущения человека звуком, запахом и светом, тем самым стимулируя все анализаторы;
- Способствует развитию обоняния, формированию умения дифференцировать запахи;
- Обладает антистрессовым воздействием, стабилизирует психическое состояние.
Мягкие модули
- Мягкие игровые модули это сборные увлекательные мягкие конструкции в виде различных форм для детей. Мягкие детские игровые комплексы имеют замечательную яркую окраску и. помогают воплотить самые бурные фантазии в жизнь, позволяя ребёнку рулить на игрушечных мягких игровых комплексах машинках, летать на самолётах и управлять мягкими сборными игровыми комплексами конструкциями пароходов.
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованные учебные кабинеты
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, нет. Занятия осуществляются в учебных кабинетах.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Положение "О школьной библиотеке".pdf
- Положение о порядке обеспечения учебниками и учебными пособиями
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
О системе обучения
Лица с ОВЗ имеют возможность получения образования по индивидуальному учебному плану на дому, по индивидуальному учебному плану интегрировано (обучение в классе); на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. Адаптированные основные образовательные программы разрабатываются по мере необходимости
О кадоровом обеспечении обучения
В МБОУ "СОШ № 2 г.Строитель" 46 педагогов прошли курсовую подготовку по методическому и организационному сопровождению образовательного процесса для детей с ОВЗ. В штате организации имеются ассистенты, оказывающие обучающимся необходимую техническую помощь
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Специальные условия питания
Оборудование и персонал пищеблока реализует потребность обучающихся в 2- х разовом бесплатном питании. При обучении ребенка на дому он получает паек. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.
Специальные условия охраны здоровья
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе заключен договор с ОБГУЗ «Яковлевская ЦРБ» На основании заключённого договора медицинское сопровождение учащихся школы осуществляют медсестры данного учреждения. В школе организовано психологопедагогическое сопровождение лиц с ОВЗ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Техническое обеспечение образования (информация)
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям предоставляется учащимся с ОВЗ на общих условиях:
Ряд учебных кабинетов оснащены мультимедийным оборудованием и компьютерами с доступом к сети «Интернет»; два компьютерных класса оснащены компьютерами с доступом к сети «Интернет»; действует локальная сеть, которая подключена к сети «Интернет» по выделенной линии.
В свободное от уроков время при помощи точки доступа к сети Интернет можно воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач.
В школе имеются специальные технические средства индивидуального обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Телематические услуги связи обеспечивает ОАО "Ростелеком по тарифу "Школьный Интернет" с обязательной фильтрации контента.
В школе создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, соответствующий установленным Требованиям.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Электронный каталог изданий;
- Официальный информационный портал ЕГЭ;
- Официальный информационный портал ГИА;
- Федеральный центр Информационно-образовательных ресурсов;
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам;
- Образовательный портал Учи.ру;
- Портал "Российская электронная школа"
Рекомендуемые онлайн-ресурсы для дистанционного обучения (скачать)
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Нормативные документы
Федеральный уровень
- Приказа Министерства образования и науки РФ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (от 19.12.2014 № 1599) (скачать)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19. 12.2014 г. N 1598 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (скачать)
- Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года (скачать)
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (скачать)
Региональный уровень
- Постановление Правительства Белгородской области от 19 августа 2013 г. N 343-пп «О проведении паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Белгородской области» (скачать)
- Порядок проведения паспортизации объектов социальной инфраструктуры (утв. постановлением Правительства Белгородской области от 19 августа 2013 г. N 343-пп) (скачать)
Школьный уровень
- Положение "Об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья" (скачать)
- Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (скачать).